Дома, на улице, в театре Котельников не переставал размышлять над тем, каким должен быть авиационный парашют. «Я понял,— вспоминал через много лет Котельников, — что необходимо создать прочный и легкий парашют. Сложенный, он должен быть совсем небольшим. Главное, чтобы он находился всегда на человеке. Тогда летчик сможет спрыгнуть и с крыла, и с любого борта самолета».
К осени 1911 года Котельников уже ясно представлял себе, как будет устроен его парашют. Он занялся расчетами и чертежами и наконец сделал небольшую модель. Легкий металлический ранец крепился ремнями на спине летчика. Внутри ранца была полка, лежащая на двух пружинах. На эту полку укладывались стропы и шелковый купол парашюта. Ранец закрывался крышкой с защелкой. Стоило потянуть за ремешок, и крышка откидывалась. В одно мгновение парашют выталкивался пружинами из ранца. Много раз сбрасывал Котельников куклу-парашютиста с воздушного змея. Парашют быстро раскрывался и плавно опускал куклу на землю.
Котельникову казалось, что его парашют вызовет большой интерес. Ведь речь шла о спасении авиаторов. На самом деле он встретился с удивительным равнодушием тех, кто возглавлял тогда русскую авиацию. Он обивал пороги высоких кабинетов, выслушивал нелепые возражения. Что делать, как убедить царских генералов? Котельников решил изготовить большой парашют и показать его в действии.
В солнечный июньский день 1912 года из воздухоплавательного парка, располагавшегося в деревне Салюзи близ Гатчины, поднялся аэростат. К его корзине был привязан манекен с парашютом Котельникова за спиной. Вот аэростат достиг высоты двухсот метров. Троекратный сигнал рожка, и манекен полетел вниз. Он перевернулся, падает вниз головой. Потом над манекеном раскрывается белый парашют. Купол его ясно вырисовывается на фоне неба. Все бросились к месту приземления. Солидный, усатый манекен плавно стал на ноги, а затем повалился на траву.
Испытания не раз повторяли. Парашют действовал безотказно. Вы думаете, это убедило царских генералов? Нисколько. Родственник царя, командующий русскими воздушными силами, написал: «Парашют вообще в авиации — вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели». Только в советское время замечательное изобретение Г. Е. Котельникова было оценено по достоинству.
|