Конечно же, первый и самый важный двигатель актерского творчества — это чувство. «Беда только в том, что оно не сговорчиво и не терпит приказаний...» — предупреждает Константин Сергеевич. Как же быть? Как вызвать творческое самочувствие, то хорошее настроение, которое делает актера талантливым, помогая раскрыться его дарованию? И тут приходит на выручку одно из важнейших открытий Станиславского.
«Предположим, вам нужно сыграть Сальери в пьесе Пушкина «Моцарт и Сальери», — приводит он пример в книге «Работа актера над собой». — Психология Сальери, решившегося на убийство Моцарта, очень сложна: трудно решиться взять бокал, налить в него вина, всыпать яд и поднести этот бокал своему другу и гению, музыкой которого восхищаешься. А ведь это все физические действия. Но сколько в них от психологии!»
Оказывается, даже сложные психологические моменты, самые возвышенные чувства проявляются в самых обыкновенных маленьких физических действиях! Это открытие Станиславского основано на жизненных наблюдениях. Присмотритесь, как ведут себя люди в моменты сложных психологических переживаний, и вы увидите, что они не только страдают, но и очень активно действуют.
Тонет в проруби человек. Тут не, когда раздумывать, и окружающие сразу приходят на помощь, организуя спасение пострадавшего. Один кладет доску на лед, другой прибежал с веревкой в руках, третий подбадривает криками. Наконец кто-то скидывает пальто, шапку и бросается в прорубь... Но и после спасения «радоваться» некогда — пострадавшего надо согреть, оказать ему медицинскую помощь. Находится очень много дел. Даже те, кто пришел после случившегося, пытаются узнать, расспросить, рассмотреть место происшествия — то есть тоже активно действуют.
Да ведь и само слово «актер» по-гречески означает «действующий человек». Акт (действие), активность — слова одного корня.
|